Воскресенский монастырь

Домой
Вверх
Схема кольца
Новогодние игрища
Углич-Мышкин
Самовар у русской печки
День Нептуна
Вечера на хуторе
Поэзия романса
Праздник урожая
Хеллоуин
Зимний Углич
День влюбленных
8 марта
Масленица
1 апреля
Банные истории
Историческая справка

 

В XVII веке в Угличе было создано несколько выдающихся творений архитектуры. Среди них — стоящий в Лужниках ансамбль Воскресенского монастыря. Время его основания не известно. Но в конце XIV века он уже существовал. Деревянные монастырские постройки стояли ближе к Волге, у впадения в нее Троицкого ручья, и поэтому во время сильных половодий монастырь разрушался. Ростовский митрополит Иона Сысоевич, в юности принимавший постриг в Воскресенском монастыре, в память об этом событии решил отстроить обитель в камне на новом месте. В 1674-1677 годах был воздвигнут огромный комплекс, в котором воплотилась излюбленная святителем идея монастыря-города «во образ небесного горнего града».

Ансамбль включает Воскресенский собор с двумя приделами: северным — Михаила Архангела и южным — Иакова, брата Божия, трехпролетную звонницу с церковью Марии Египетской, расположенной под ярусом звона, трапезную палату с церковью Богоматери Одигитрии Смоленской. Над трапезной возвышается часовая башня, где находились часы «з боем и перечасьем». Все здания подняты на высокие подклеты, поставлены в одну линию и соединены галереей. Монастырский комплекс имел большое градостроительное значение. Перед въезжавшими в город со стороны Москвы и Калягина вставали его величественные здания. Использованный в его композиции принцип асимметричного равновесия объемов при круговом обзоре создает большое разнообразие архитектурных планов и картин.

Стены монастырских зданий и центральный барабан собора украшены вставками из зеленых поливных изразцов. В них изображены двуглавые орлы и сказочные животные, сцены взятия крепости и конные ратники с надписью «полякъ едетъ» — как живое воспоминание о минувших годах Смутного времени. Разумеется, на значительном расстоянии сюжеты и надписи не читались, а изразцовые вставки воспринимались как цветные пятна. Это подтверждает «печное» происхождение их сюжетных и орнаментальных мотивов.

Обновленный монастырь просуществовал почти 90 лет. В 1764 году его упразднили и превратили в приходскую церковь. В начале XIX века во время ремонтов переделкам и искажениям подверглись крыльцо, крыша собора и его алтарей и часозвони; был растесан аркатурный пояс на барабанах. Из-за слабого грунта началась неравномерная просадка стен. К началу XX века памятник обветшал настолько, что в стенах его зияли широкие трещины, металлические связи, гасившие распор сводов, во многих местах порвались. Любители старины высказывали тревогу за судьбу монастыря. «Состояние монастыря не поддается описанию. Словно уже обреченный на погибель он еще стоит живым укором и для Углича, и для ученых обществ, и для духовенства, отвернувшихся от былого творческого храмоздательства. Храм рухнет и только тем привлечет всеобщую симпатию и позднее признание. Над грудой развалин мы высказываемся больше, чем над живым еще организмом искусства. Жестокое любительство!» — писал искусствовед Б. Эдинг в 1913 году.

После постройки ГЭС и засыпки низовий Троицкого ручья поднявшиеся подпочвенные воды еще более размягчили грунты в западной части города. Монастырские здания стали буквально проваливаться и угрожали обрушением. Ширина трещин достигла 10-14 сантиметров. Только масштабные работы по укреплению фундаментов карбамидными смолами, проведенные в 1970-х годах, предотвратили гибель памятника и позволили провести его реставрацию: были собраны из кусков своды собора, переложена грозившая падением глава, марш крыльца, восстановлена подлинная форма крыш и многое другое.

В интерьере собора сохранились росписи XIX века, выполненные Д. Бурениным в провинциально истолкованной академической манере. Тогда же был установлен классицистический иконостас с невыразительной и суховатой накладной резьбой. Его громоздкая, закрывшая солею конструкция плохо сочетается с линиями стен, сводов и оконных распалубок. За иконостасом сохранились небольшие фрагменты росписей XVII века. Храм имеет «по-ростовски» высокую солею и просторный, почти в половину площади собора, алтарь с могучим каменным престолом.

Несколько икон XVII-XIX веков, происходящих из монастыря, хранятся в фондах музея. Монументально-величественные чиновые иконы XVII века, несомненно, принадлежат кисти талантливых мастеров, приглашенных ростовским митрополитом. Образа XIX века выполнены Д. Бурениным с оглядкой на академические образцы.

Поражает своей просторностью, мощью стен и опорного столпа, скульптурной выразительностью сводов и оконных распалубок монастырская трапезная. К востоку от нее, за нарядным и строгим перспективным порталом входа — церковь Смоленской иконы Божьей Матери. Здесь уцелела роспись проемов алтарных дверей, свидетельствующая о высоком уровне некогда существовавшей древней живописи. В последнее время отдельные ее фрагменты были записаны в процессе современной церковной «реставрации».

В стенах зданий реставраторы раскрыли дымоходы калориферных печей, вентиляционные шахты, гиревой колодец, в который опускались цепи и гири, приводившие в действие башенные часы. В подклете собора находился монастырский некрополь, а под северным приделом — усыпальница именитых горожан Чеполосовых. На монастырском кладбище близ устья Троицкого ручья находили последний приют родственники Ксении (Марфы) Шестовой — матери первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Под трапезной располагались кухня, квасная, хлебная и помещения для хранения припасов с внутристенным ходом, выходившим в «келарскую». Из нее по указанию хранителя припасов — келаря, кушанья подавались на столы. Проходивший по калориферным каналам теплый воздух от кухонных печей обогревал верхние помещения. Все эти устройства и продуманное назначение различных частей здания говорят о незаурядной изобретательности строителей. Имена их неизвестны. В Синодике монастыря сохранилось только одно имя — «подмастерье каменных дел Иван Сакулин»; он и был, вероятно, создателем этого выдающегося сооружения. Рядом с ним вполне достойны благодарной памяти угличские реставраторы, в 1950-1970-е годы спасшие творение зодчего: архитекторы Е. Ефремов и С. Новиков, прорабы А. Барашков и Н. Бокарев, каменщики, плотники, кровельщики Н. Шляков, А. Федоров, А. Круглов, А. Куликов, Б. Зайцев и многие другие, посвятившие жизнь восстановлению памятников города.

В 1999 году монастырь передан Русской Православной церкви и возрождается как мужская обитель. Но это уже другая страница его истории, которую еще предстоит написать.

Написать вебмастеру                                                                                                            Гостевая книга

"Турцентр" 152613, г. Углич, Красноармейский бульвар, д.3, офис 209, тел./факс (08532) 537-68. uglich_tourcenter@rambler.ru

Сайт управляется системой uCoz